Инфодамп



Библиотека «Фантаст»
Оригинал данного материала можно найти здесь.

Искусственный интеллект и нанотехнологии

Вопрос об искусственном интеллекте во вселенной Харрингтон опять поднял голову. Есть ли ИИ и, если есть, почему это не было отмечено?

Во вселенной Харрингтон отсутствует то, что я определяю как полностью развитый искусственный интеллект. Имеющееся там можно охарактеризовать как высокоразвитые экспертные системы. В тоже время есть масса того, что можно назвать ИИ (хотя и не в моем понимании термина). Как вы знаете, я имею склонность предполагать, что масса стандартных фантастических высокотехнологичных штуковин является только фоном для персонажей моих произведений, и я позволяю им отходить на второй план. Мне кажется, что современник Хонор, проводящий много времени в рассуждениях о нанотехнологиях, подобен тому, кто в наше время тратит время на размышления о технологиях заморозки или сублимации продуктов. Это то, что существует, буднично делая за сценой свое дело и не привлекая к себе много внимания.

Это верно и для моего подхода к ИИ. Если вы вернетесь к описаниям сражений, то найдете много пассажей вроде "человеческий мозг был просто неспособен уследить за ситуацией" или вроде того. Это происходит потому, что человеческий мозг действительно неспособен контролировать ситуацию после того, как корабли вступают в схватку. В таком случае ИИ, который всегда работает, обеспечивая прицеливание, управление огнем, каналы связи, защиту судна и т.п. , принимает на себя всю полноту управления в рамках инструкций, полученных от экипажа.

Программное обеспечение экспертных систем управляющих кораблем во вселенной Хонор разработано таким образом, что воспринимает ввод команд человеком и человек может в любой момент взять управление на себя, что позволяет максимизировать гибкость управления и включить в процесс принятия решений тренированную человеческую интуицию. Чем менее совершенен ИИ, тем большее вмешательство человека-оператора требуется, что является одной из причин большей загруженности тактических офицеров хевенитов по сравнению с их мантикорскими коллегами. Хевенитские "автоматические" системы менее интеллектуальны и выдают худшие решения, из-за чего требуют от человека больше прямого вмешательства. Это же и позволяет Альянсу большую "автоматизацию" его военных кораблей. Традиционная концепция проектирования боевых кораблей требовала обеспечивать "человеческое" дублирование и своего рода "децентрализованный" подход к компьютерному управлению. Торговые суда, несмотря на свою менее совершенную электронику, всегда использовали ИИ в значительно большей степени, нежели военные корабли потому что они не должны были быть рассчитаны на сохранение боеспособности получив тяжелые повреждения. Боевые корабли всегда проектировались под влиянием этой концепции и задачи, которые их системы управления должны были решать, на порядки сложнее. [Мантикорцы наряду с сокращением уровня избыточности приняли даже больший уровень доверия к ИИ, чем казавшийся ранее ошибочным, что в конечном итоге может означать более быструю потерю боеспособности при повреждениях. Разумеется, они приняли меры к защите от этого, внедряя усовершенствования в автоматизированные (управляемые компьютерами) системы контроля и устранения повреждений и т.д., но остается тот факт, что мантикорцы пошли на более высокую вероятность потери боеспособности ради придания наибольшей боевой мощи кораблю при заданном тоннаже и меньшей численности экипажа. Основные системы, такие как РЭБ, двигатели и т. д., даже при новой организации контролируются относительно высоким числом людей и имеют повышенную степень избыточности, так как они критически важны для выживания судна. Весьма вероятно, что мантикорские корабли скорее потеряют ударные возможности, чем способность защищаться или маневрировать.]

При рассмотрении "традиционной" избыточности, важно иметь ввиду, что хотя, например, ракетные пусковые установки и установки энергетического оружия и имеют собственные расчеты и местные системы управления огнем, эти расчеты и системы предназначаются исключительно для обеспечения возможности использования оружия при потере связи с централизованными компьютерными тактическими системами. Тактический офицер в соответствии с полученными от командира распоряжениями разрабатывает тактический план и распределяет имеющиеся ресурсы и затем передает разработанный план компьютерам, занимающимся его исполнением. Обычно компьютер при построении дерева решений предусматривает точки, в которых он должен скорректировать полученные инструкции в соответствии с текущей тактической ситуацией. В ходе боестолкновения тактический офицер реально занимается тем, что рассматривает альтернативные решения, предлагаемые его вниманию компьютерами. Пока события разворачиваются относительно медленно, такое участие человека в процессе принятия решений является практичным и все космические флоты времени Хонор признают, что человеческое участие значительно улучшает работу систем до тех пор, пока для этого имеется достаточное время. Как только темп хода событий превосходит возможности человека и люди начинают отставать от процесса принятия решений, управление обычно передается компьютерам. Проблема "Гнева Господня" в книге "Честь королевы" была прежде всего в том, что его ИИ значительно уступал тому, что был на "Бесстрашном", а его тактическая секция действительно не понимала, когда и как следует вмешаться. Когда тактики решили полностью перейти на компьютерное управление это было эффективным решением и огонь стал более действенен, чем тогда, когда полуобученные люди-операторы только мешали компьютерам. В чем они заимели неприятности, так это в том, что оказались неспособны - по своей неопытности - понять, что их безмозглый хевенитский искусственный так называемый "интеллект" повторяет свою защитную тактику в предсказуемом цикле, что системы "Бесстрашного" распознали и привлекли к этому внимание Рафа Кардонеса, запрашивая решения человека-оператора. Это позволило Рафу здорово наподдать значительно более мощному кораблю.

Такая же ситуация - обычно - возникает и при обороне корабля. Оператор средств противоракетной обороны разрабатывает план защиты, который компьютеры выполняют. Однако на каждом этапе люди-операторы контролируют работу системы. В чрезвычайной ситуации функции самообороны полностью передаются компьютерам, как, например, когда (опять пример из книги "Честь королевы") Раф использовал лазерные кластеры - под компьютерным управлением - для перехвата ракет, выпущенных из засады масадскими ЛАКами. Когда оператор средств ПРО описан в книге с прикованным к дисплею взором и с порхающими по консоли пальцами, то не следует понимать это так, что он разрабатывает детальный порядок перехвата ракет противоракетными установками или лазерными кластерами. Оператор занят интенсивной "беседой" с автоматическими системами управления, выполняющими текущий план противоракетной обороны. Уточнения, запросы компьютерам на анализ используемых подлетающими ракетами средств и стратегий РЭБ, высвобождение выпущенных ракет из под корабельного контроля раньше, чем это сделали бы компьютеры, потому что тренированные человеческие интеллект и интуиция дают возможность балансировать между меньшей вероятностью перехвата, чем в оригинальном плане ПРО, и большим числом перехватываемых ракет в условиях большей, чем ожидалось, плотности вражеского огня, и т.д., являются существенной частью задачи противоракетной обороны. Но и сами компьютеры вполне способны вести противоракетную оборону без человеческого вмешательства, если это им предписано или - в очередной раз - когда тактическая ситуация становится настолько сложной, что превосходит человеческую способность воспринимать и обрабатывать информацию. (Кстати, в книге "Shadow of Saganami" вы увидите пример того, на что способны всего лишь "защитные" лазеры на короткой дистанции, когда применяются в качестве противокорабельного оружия.)

Всё это неоднократно встречалось в книгах. Я просто не описывал это детально. Это похоже на то, как я описал использующего джойстик рулевого на одном из кораблей. Рулевой не использует джойстик в буквальном смысле для того, чтобы вести корабль вручную с использованием человеческой реакции и координации глазомера и действий собственных рук. Джойстик может так использоваться в случае, когда корабль вел тяжелый бой и получил повреждения компьютеров, отвечавших за маневрирование. Это то, что Хонор делала с первым "Бесстрашным" в книге "Космическая станция "Василиск". Когда она взяла управление на себя, то управляла кораблем вручную - она, в конце концов, Хонор Харрингтон, так что способна делать то, что не всякому смертному доступно :-) - однако обычно "джойстик" работает как очень сложное многофункциональное устройство ввода, своего рода духовный наследник современной концепции "Hands on Stick and Throttle"* ["руки на джойстике и РУД (рукояти управления двигателями)" - современная нам концепция организации органов управления боевым самолетом, когда максимальное число кнопок и прочих управляющих элементов располагается непосредственно под пальцами летчика, минимизируя потребные во время пилотирования движения]. Рулевой может использовать его различными способами. Например, он может (и обычно так и поступает) использовать "джойстик" для того, чтобы переместить курсор по схеме маневрирования и затем кнопками управления задать значения ускорений, после чего корабельные компьютеры ведут корабль куда им указано с предписанными ускорениями. На меньших судах, таких как боты или яхта Хонор, джойстик намного чаще используется в режиме, аналогичном современной системе управления самолетом, а способ управления ЛАКами лежит где-то посредине.

Поговорив об ИИ, я также полагаю, что должен коснуться и нанотехнологий, хотя я думаю, что касался этого вопроса в каком-то другом месте, так как есть много схожего в том, как я помещаю эти вещи "на задний план".

Прежде всего, во вселенной Харрингтон много нанотехнологии. Например, она очень широко используется в медицине. Я отметил это в описании покушений, в дискуссии с Алисон о генной инженерии, в том факте, что наноботы используются вместо антибиотиков, и т.п. Однако, нанотехнологии во вселенной Харрингтон намного менее развиты, чем в мире принца Роджера, что частично объясняется некоторыми моими предубеждениями - или, лучше сказать, предосторожностями - в таких вещах, как источники энергии, отвод тепла и всё такое. Хотя в книгах большинство применений нанотехнологий относится к биологической науке, это происходит, если задуматься, потому, что я не уделяю большого внимания описанию индустриального сектора мира Хонор. Однако, должны были быть указания на то, что в действительности нанотехнологии намного шире используется в промышленности, нежели в медицине. Уверен, я уже отмечал то, что броня боевых кораблей "выращивается" на месте, Различия между технической инфраструктурой Грейсона времен до его вступления в Альянс и способностями Грейсона периода последних книг цикла также имеют непосредственное отношение к замене донанотехнологических технологий и возможностей на развитые мантикорские версии. Задумаемся о размерах кораблей, которые мы строим приблизительно за год в мире Харрингтон. Очевидно, что имеется огромный прогресс в "обычных" технологиях обработки материалов и используются преимущества, создаваемые строительством в условиях невесомости, однако также используется нанотехнология для того, чтобы "вырастить" каналы управления, бесшовные переборки, уже упомянутую броню и т.д. Боевые корабли также создаются с учетом применения при ремонте грубой силы, так как им угрожает возможность получения боевого повреждения, к месту которого должен быть доступ для ремонта.

Пока я рассказываю о нанотехнологиях, вспомните используемую большинством военных флотов мира Хонор "умную краску". Она применяет нанотехнологии и используется, в частности, для отвода избыточного тепла. Когда у приводимого в движение импеллерами корабля действует клин или парус, они используются как часть единой системы манипуляции энергией. Они в состоянии "перекачать" энергию к "более высоким" уровням гиперпространства, но также могут использоваться и как энергетическая "свалка", куда может быть сброшено излишнее тепло. Часть избыточного тепла, создаваемого кораблями, собирается и преобразуется в энергию для сохранения в накопителях, но не существует способа в нормальных обстоятельствах собрать и использовать столько тепла, чтобы исключить поджаривание команды. "Поджаривающая" часть тепла - это та его часть, которая обычно сбрасывается в клин или парус, когда импеллерные узлы работают. Когда они не работают, то должны быть приняты иные меры. Небронированые и обычно не применяющие "умную краску" торговые суда включают в конструкцию своих корпусов массивы радиаторов, используемых при выключенном клине. Боевые корабли, покрытые "умной краской", эффективно переконфигурируют её в излучающую избыточное тепло поверхность.

Перевод с английского: Uglydragon