Инфодамп



Библиотека «Фантаст»
Оригинал данного материала можно найти здесь.

Маневр, бой и ракеты

Итак, основные моменты (если уложиться в пять минут или меньше) о вращении корабля, ракурсах атак ракет и Смысле Вселенной.

(1) Первым рубежом обороны от огня противника является способность вашего корабля к радиоэлектронной борьбе. Я говорю здесь не о способности к маскировке, хотя она, очевидно, важна (в конце концов, вы не можете стрелять в кого-то, если вы не знаете, что есть кто-то, в кого надо стрелять), а о дезорганизации стрельбы, имитаторах, помехах и т.д. Любые средства, чтобы нарушить управление огнем противника. На тех расстояниях, на которых действуют ракеты, даже учитывая способность лазерных боеголовок к неконтакному поражению, даже небольшие ошибки в наведении или в способности вашего оружия отслеживать цель, будут иметь большие последствия.

Преимущество: Мантикора

(2) Следующим рубежом обороны является ваша активная защита: противоракеты, лазеры ближней обороны и другое энергетическое оружие. Понятно, что эти системы производят селекцию ракет по степени опасности и уничтожают их в порядке очередности. Одна из причин того, что дальность действия противоракет такая небольшая, это то, что обычные ракеты, даже с установкой двигателя на самое низкое ускорение/максимальную продолжительность работы, достигают цели всего лишь за 180 секунд (предполагая, что это происходит на активном участке полета), а компьютерам необходимо, по крайней мере, некоторое время для селекции реально угрожающих целей и наведения на них. Так что нет большого смысла в противоракетах по настоящему дальнего действия (против традиционных ракет, уточнил он [Д.В.] невинно). Что вам нужно, так это противоракета с большим ускорением, чтобы стартовать и перехватить цель, как только вы выработаете огневое решение.

Лазеры ближней обороны должны добивать пропущенные ракеты, и они одновременно как более, так и менее эффективны, чем ракеты. Они более эффективны в том смысле, что на дистанции их огня, если вы можете засечь цель, то сможете ее поразить практически в 100% случаях. Их меньшая эффективность заключается в том, что они не могут пробить импеллерный клин ракеты и поэтому для успешного попадания необходимо стрелять в горловину импеллерного клина, либо под "юбку", либо очень точным выстрелом в бок, или после выключения клина, но до детонации боеголовки. Однако, это возмещается в значительной степени тем фактом, что все ракеты во вселенной ХХ являются самонаводящимися и их сенсоры (которые значительно менее чувствительны, чем те, которые можно установить на корабль) не должны иметь помех между собой и целью, и это означает, что они должны быть ориентированы горловиной своего клина на цель - если не постоянно, то, по крайней мере, периодически "подглядывать" в сторону цели. Все это только усложняется тем фактом, что большинство сражающихся пытаются выжать максимум "живости" из своего оружия и поэтому выбирают максимально возможные значения ускорения. Это приводит к наименьшему эффективному полетному времени, что обуславливает снижение способности ракет к преследованию цели иначе чем как по траектории прямого преследования (то есть лицом к цели).

В дополнение к противоракетам и лазерам ближней обороны, военные корабли обычно используют свое энергетическое оружие главного калибра в противоракетном режиме, если в пределах его досягаемости нет вражеских кораблей. Скорострельность тяжелого вооружения намного ниже, чем у лазеров ближней обороны, но зато оно дальнобойнее. Традиционно, ЗКМ было относительно удовлетворено эффективностью своих противоракет в качестве оружия дальнего перехвата и поэтому оптимизировало управление огня своих орудий для боя с кораблями. Народный флот, с другой стороны, никогда не был доволен возможностями своих противоракет, поэтому они приняли более сложную и громоздкую схему управления огнем для своих орудий, чтобы улучшить селекцию малоразмерных целей на дистанции ракетного боя. (Что может также иметь некоторые последствия в бою с ЛАКами, не так ли?)

Преимущество в ракетах: Мантикора

Преимущество в лазерах ближней обороны: нет

Преимущество в использовании орудий главного калибра: Народный флот

(3) Гравистенки и клин. Вместе они составляют третьей рубеж обороны, являясь основной пассивной защитой. Гравистенки выдержат попадания из современного поколения лазерных боеголовок на расстоянии свыше 20 000-30 000 км, вследствие чего эффективная дистанция поражения такая небольшая. Сам импеллерный клин непробиваем любым ныне известным оружием. Поэтому, системы противоракетной обороны игнорируют любые приближающиеся ракеты, траектория которых не позволит им выйти на эффективный ракурс атаки гравистенок на расстоянии менее 30 000 км. Вы всегда должны помнить, что геометрия комплекса клин/гравистенки/корабль фактически делает корабль относительно небольшой целью. Рассмотрите: импеллерный клин супердредноута составляет в ширину 300 км, но корабль имеет максимальную ширину в поперечнике менее километра. Поэтому он представляет собой очень маленькую (относительно говоря) цель в середине между очень широкими плоскостями непроницаемой "брони" сверху и снизу. Гравистенка обычно генерируется на расстоянии менее 10000 метров от корабля, что в случае с нашим супердредноутом означает, что гравистенка будет расположена на 143 километра внутри от боковой "грани" клина. Таким образом, возникает очень значительный "туннельный" эффект, который требует от атакующего (вражеского корабля или ракеты) выйти практически на идеальный ракурс атаки, чтобы быть способным поразить гравистенку, не говоря уже о корабле.

При действиях против вражеских кораблей это означает, что никто не может стрелять в вас из энергетического оружия (борт к борту, во всяком случае), если вы не можете вести ответный огонь в противника. Это также означает, что для ракет в первую очередь очень трудно достичь нужного ракурса атаки, поэтому их надо запускать в таких больших количествах.

Размер горловины клина супердредноута составляет примерно 190 км в высоту; сзади неприкрытым остается участок примерно 40 км в высоту. Поэтому горловина является наиболее уязвимым направлением и поэтому ракеты обычно программируются таким образом, чтобы обойти цель и выйти на позицию, с которой они смогут произвести выстрел в горловину. Однако, в обычных условиях цель ракетной атаки развернется, направив свою более мощную боковую систему противоракетной обороны по направлению к вражескому флоту, чтобы сбить ракеты, которые выходят на эту огневую позицию. Кроме того, конечно, вся оперативная группа будет организована в одну или несколько оборонительных сетей, участники которых прикрывают друг друга.

Примечание: белая черточка в центре обозначает супердредноут, нос корабля (и вектор его движения) направлены влево. Рисунок Расса Ислера.

К тому же, корабль может до некоторой степени менять позицию в пределах своего клина. Можно точно предсказать местонахождение корабля внутри клина, если он стремиться идти с максимально возможным ускорением (предполагая, что в наличии имеется надежные данные о характеристиках компенсатора инерции), но при более низких ускорениях корабль может смещаться от центра своего клина.

"Вращение корабля" - это маневр, предназначенный для разворота его очень узкой уязвимой зоны в сторону от угрозы. Этим достигается полная защита от прямолинейного огня энергетического оружия и значительное улучшение обороны от ракет, не только потому, что это препятствует ведению прямого огня ракетами, но и потому, что сенсоры ракеты не могут осуществить надежный захват корабля-цели внутри клина. Относительная скорость ракет, которая обычно получается в большинстве схем ведения огня, приводят к тому, что лазерная боеголовка должна взорваться в строго определенный момент, имея очень мало времени для расчета и корректирования направления стрельбы при проходе мимо гравистенки, горловины или "юбки" клина. Если при этом неизвестно точное положение цели в тот момент, когда можно произвести подрыв, то боеголовка промахнется.

Заметьте, что большая часть вышесказанного относиться к дуэли один на один или к схваткам относительно небольшого количества кораблей со сравнительно неограниченными возможностями маневра для обеих сторон. В традиционном сражении между кораблями стены, оборона флотов одновременно менее гибкая и менее уязвимая. Так как соприкосновение клиньев смертельно, корабли должны поддерживать безопасное расстояние между собой (обычно равное ширине самого большого клина из участвующих кораблей). Однако, очень хорошо подготовленный флот, командующий которого а) доверяет способностям своих подчиненных и б) готов принять некоторый риск, может сократить это расстояние вдвое, что произведет два больших эффекта на оборонительные возможности от ракетного огня противника. (1) Расположение кораблей в вертикально выстроенной стене, развернувшейся "на бок" по отношению к врагу приводит к тому, что корабли в центре стены почти полностью защищены от любых ракет на дистанции больше двухсот километров от них клиньями, гравистенками и корпусами кораблей, находящимися "выше" и "ниже"; и (2) простой разворот кораблей боком выстраивает "шлагбаум" из клиньев, который ракеты должны преодолеть, прежде чем они смогут атаковать. Если стена супердредноутов, состоящая из четырех рядов с расстоянием между импеллерными клиньями "от крыши до днища" в 500 километров, боковой дистанцией 150 километров и продольном расстоянием между кораблями в 200 километров, разворачивает корабли на бок, любая ракета для атаки должна выйти на позицию для выстрела в горловину или под "юбку" или проникнуть сквозь неожиданно зауженные "дыры в стене", чтобы смочь поразить гравистенки. Традиционное построение стены, которая развернула корабли таким образом, предусматривает для участвующих кораблей разворот на немного разные углы. Это увеличивает количество направлений, с которых могут атаковать ракеты, но это также дает возможность бортовым установкам противоракетной обороны на кораблях других слоев стены защищать "верх" и "низ" кораблей внешнего ряда. Кроме того, корабли прикрытия, скрытые на дальней от противника стороне стены, но принимающие данные для перехвата ракет от кораблей стены и/или разведывательных модулей развернутых для сбора информации, могут также осуществлять непрямой защитный огонь (противоракетами) с позиции на которой они относительно невидимы (и, таким образом, неуязвимы) для головок самонаведения приближающихся ракет.

Преимущество: вероятно, небольшое в пользу ЗКМ благодаря преимуществу в сверхсветовой связи и общем превосходстве в электронике, что используется кораблями прикрытия в "скрытой" позиции и, в целом (но не всегда), более высокому мастерству, что обычно позволяет адмиралам манти держать более плотный строй в их стенных построениях.

(4) Противорадиационные и противопылевые экраны. Они являются последней защитой от вражеского огня, если не принимать во внимание броню корабля. Практически, разница между технологиями манти и Народной республики в этой области очень невелика. Однако, практически на любом флоте эта защита более сильная спереди. Не только потому, что выстрелы спереди наиболее опасны с точки зрения прицельных возможностей врага, но также потому, что она должна быть сильнее в этом направлении просто из-за того, что при обычном движении под импеллером на нее создается наибольшая нагрузка в этом месте.

Преимущество: ни у кого

Темп разворота корабля идущего под импеллером вне стенного строя довольно высок, хотя он значительно выше у кораблей меньшего размера. Типичный эсминец ЗКМ может изменить свою ориентацию (но не обязательно вектор, конечно) на 90 градусов примерно за 100 секунд; супердредноуту понадобиться для разворота на 90 градусов около 12 минут. (Разница в темпе разворота вокруг продольной оси не так велика, хотя меньшие корабли имеют довольно большое преимущество. Кроме того, конечно, меньший корабль, с более узкими корпусом и клином, может развернуться "дальше" за тот же отрезок времени, чем это может делать более крупный корабль с таким же темпом вращения). И, как кто-то указывал в связи с примером "Беллерофона" в "Маленькой победоносной войне", в какой степени нужно повернуть, чтобы помешать выстрелу врага, это всецело вопрос расстояния до цели, так как даже при относительно медленной скорости поворота можно избегнуть выстрела, если начать его достаточно быстро и если расстояния достаточно велико. Помните также, что гравистенки простираются на протяжении всего клина, создавая защищенную "коробку" внутри клина от его передней до задней грани. Нет необходимости делать разворот на 90 градусов по отношению к противнику, чтобы помешать ему сделать выстрел в "горловину"; все, что вам надо, так это развернуться настолько, чтобы ваши гравистенки - которые находятся на расстоянии не более 10 километров от корпуса, перекрыли это направление.

Надеюсь, это поможет разобраться. А теперь мне надо идти.

Дэвид

Перевод с английского: Lesk